Кто не успел, тот опоздал, упустил, закрылся

revyashko– Интернет-магазин WILDBERRIES является крупнейшим онлайн-магазином одежды и обуви на российском рынке, однако в последние несколько лет россияне стали активно покупать товары из Китая, важнейший фактор здесь – цена. Насколько тяжело российскому e-commerce выдерживать конкуренцию? Как это отражается на WILDBERRIES? Помогают ли удобство использования сервисов и техническая оснащенность в целом в удержании клиентов?

– Вопрос экспансии азиатских ритейлеров только подстегивает интерес к развитию компании. Как человек от ИТ вижу это каждый день изнутри. Уверен, что это положительный момент. Стать хорошим игроком на рынке можно только с сильным соперником.
 
Стоимость товара на витрине интернет-магазина – это еще не финал, это всего лишь начало пути. Взгляните на события из цепочки заказа: оформление заказа, его оплата, доставка, получение, примерка и в ряде случаев возврат товара по различным причинам. Что же качественное на сегодняшний день может предложить покупателю из России, к примеру, азиатский е-com? Каковы его сильные стороны?
 
Можно было бы сказать о стоимости, но статистика неумолима (говоря о рынке одежды и обуви): половина заказанного вернется к продавцу по банальной причине "размер не подошел". Сталкивался с ситуацией возврата у одного из крупнейших азиатских продавцов – настолько это небыстрое и недешевое "приключение", что купленный товар остался у меня, а денежные средства у продавца. Много общаюсь с людьми – мой случай не единичен.
 
Понимая важность качества сервиса (удобство оплаты, короткие сроки доставки, удобные примерочные), мы вкладываем много усилий в его улучшение. Так что стоимость – это не первое, на что обратит свое внимание покупатель, особенно если он постоянный.
 
В настоящее время говорить о полноценной конкуренции (одежда и обувь) с азиатскими продавцами не приходится, но мы не расслабляемся. Ведь в век ИТ все происходит очень быстро и еще свежи воспоминания о тех, кто этого не понял. Например, Polaroid, Nokia, Kodak.
 
Если говорить о сервисах и техническом оснащении, то технологии можно купить довольно быстро. При этом вопрос адаптации этих технологий под быстро меняющийся мир становится во главу угла. Важна скорость изменений. Неважно, идет ли речь о применении искусственного интеллекта, нового подхода к приемке товара или складской логистике – затянешь на полгода, и существование компании может быть под угрозой. Чтобы реагировать на новые вызовы времени быстрее, мы, сотрудники ИТ, стараемся делать все своими руками.


– В чем заключается стратегия развития информационной безопасности вашей компании?

– Как ни странно, в повышении уровня осведомленности в области ИБ сотрудников и клиентов, в частности это касается и посещения специализированных мероприятий по информационной безопасности. В наше время "больших изменений" просто нереально донести до всех сотрудников информацию о новых видах угроз и новых вызовах. Поэтому стратегия развития и поддержания ИБ-культуры компании "отпрыгивает" от базовых и систематических теоретических занятий – важно заложить основу и научить людей подключать свои знания во время ежедневной работы.

До людей обязательно требуется донести: ИБ – это не то, что происходит где-то на другой планете, это наша реальность. И это нужно делать на конкретных примерах – выбивать клин клином, говоря языком "торговли страхом".

К примеру, обращаем внимание сотрудников на то, что письмо от недовольного клиента с угрозами не всегда таковым является. Классика жанра: отправитель любыми способами пытается заставить читателя открыть прикрепленные к письму файлы. Историю с подобием шифровальщика проходили, и ключевым моментом для сотрудников является то, что это было в наших стенах, хоть и давно.

– Часто можно слышать, что e-commerce с точки зрения высоких технологий не считается самым продвинутым сектором, за исключением разве что Amazon. Какими наработками вы пользуетесь?

– Как ни странно, но у большинства моих знакомых не из ИТ сложилась именно такая картина: e-com – это просто магазин и в нем нет "космических" технологий.

Не согласен с подобной точкой зрения, если речь идет о крупном онлайн-ритейлере. Ведь своевременное применение в бизнесе новшеств – это, скорее всего, либо дополнительная прибыль, либо уменьшение расходов. Это, в частности, касается и подхода к разработке, если говорить о применении Agile-практик.

Мне сложно представить современный интернет-магазин без обработки большого объема данных и применения искусственного интеллекта, формирующего товарные предложения для клиентов. В стенах нашей компании используется и то, и то, реализованное силами наших специалистов.

Находясь под прицелом недовольных конкурентов и вымогателей, большой онлайн-ритейлер, в частности наша компания, так или иначе подвергается DDoS-атакам. Именно современные технологии анти-DDoS помогают обеспечить стабильную работу ресурса.

Вернемся к вопросу возврата одежды. Клиенты, не понимая, какой размер им подойдет, заказывают несколько. Что не подошло – возвращают. Как обеспечить клиентов возможностью точно подобрать, например, размер обуви? Ведь один и тот же размер отличается среди производителей. Снова приходят на помощь технологии.

В настоящее время мы запустили проект, посредством которого информационная система формирует 3D- модель ступней клиента и помогает выбрать обувь с высокой точностью.

Что касается контроля "тягачей" в нашей логистике, отмечу использование GPS/GLONASS и датчиков топлива – на сегодняшний день это не "космическая", но все же действенная технология.

Полную версию интервью читайте в электронной версии журнала Information Security №3-2018.

СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Сюжеты Журнал Information Security Интервью